Немного вечерней антропологии! Потому что нам всё равно сейчас нечем заняться.
Сначала давайте быстренько ознакомимся с терминологией. «Митохондриальная Ева» — женщина, митохондриальную ДНК которой унаследовали все ныне живущие люди. То есть та женщина, чей род по женской линии не прерывался.
«Y-хромосомный Адам» — мужчина, Y-хромосому которого унаследовали все ныне живущие люди. Аналогично «Еве», его род по мужской линии тоже не прерывался.
Эти два человека, конечно, не были «первыми» в прямом понимании этого слова. Просто потомки Евы по женской линии на каком-то этапе вытеснили прочих женщин, а потомки Адама по мужской линии — мужчин. Потому в итоге как раз и имеем сейчас такую ситуацию.
Но такое положение вещей касается только людей — тех самых, которые Homo sapiens. У остальных разумных видов всё намного, намного интереснее.
— джеарты: три митохондриальных Евы и три Y-хромосомных Адама. Каждая из трёх пар соответствует одному из подвидов/рас: леоидам, линкоидам и каноидам. Что свидетельствует о том, что эти самые подвиды разошлись когда-то очень давно и с тех пор почти не смешивались — ну, до недавних времён.
— альвы: три Y-хромосомных Адама, одна митохондриальная Ева. Здесь всё самую малость ещё интереснее, потому что географическое распределение этих самых трёх разных Y-хромосом выглядит абсолютно случайным. Мужчины двух соседних популяций могут спокойно иметь как две разные Y-хромосомы, так и две одинаковые. Это наверняка связано как с долгожительством (очень низкая скорость размножения), так и с какими-то хаотическими миграциями, произошедшими очень давно.
— дверги. Победители: шесть митохондриальных Ев на двенадцать (!) Y-хромосомных Адамов. Как так получилось — одна сплошная загадка. Чтобы такое вышло, дверги должны были на самой заре своего существования разделиться на одновременно двенадцать независимых популяций. Видимо, так и произошло, но почему?..
— драгары. Неизвестно: мало данных.