Ещё одна находка, на этот раз — даже интересная.
Это целая небольшая книжечка с путевыми заметками; мы только начали её пролистывать, но уже понятно, что её писало минимум четверо человек, и все — на разных языках. Какое-то лингвистическое сумасшествие, не иначе.
Начинается она с записей на праречанском, но теперь, внезапно — эрьяхшарским письмом. Логично, конечно, что пока у речан письменности не было, они писали всё как угодно, но это всё равно немного внезапно. Вот небольшая выдержка из самого начала; если увидим дальше, что заметки интересные, то будем потихоньку их выкладывать.
«Словєса ходжєньꙗ въ сторнѫ стурьскѫ»
4 травьнꙗ, Хварьшь.
Съ сєго часа имамъ писати доргѫ въ сторнѫ стурьскѫ, идєжє сѧ Ѣмѣдъ другъ мои народи. А сєго убо дьнє и Лодьнъ съ Ѣмѣдъмь прибыстє до Хварьша, а пьрвъи отъ ѥю пришьдвъ сѧ мало съмѧтє дъвѣма: нагъ бо не вычє ходити, и ѥщє вьсꙗ очєса джєартъ на и обортишѧ сѧ — ѕєло бо вєликъ тѣлєсьмь ѥсть и могѫтьнъ вьсѣми удєсы. Тако и Озъторъ Сѫдьꙗ, ижє сыи отъ иныхъ джєартъ бъльшь, самъ єсть възхотѣлъ и борти. Вѣрьно, никъто отъ ѥю инъ нє съкруши.
«Слова о хождении в страну стурскую»
4 травня, Хварш
С этого часа мы будем описывать дорогу в страну стурскую, где Эмед, друг мой, родился. А сегодня же и Лодинн с Эмедом прибыли в Хварш, а первый от них, придя, немного смутился двумя [вещами]: потому что нагим[1]не очень понятно, зачем ему нужно было ходить нагим по Эрьяхшару, но есть предположение: джеарты того времени … Continue reading не привык ходить, и ещё все глаза джеартов на него обратились — ибо [он] очень велик телом и всеми [его] членами. Так и Озтор (Азтар??) Судья, который наибольший из всех джеартов, сам захотел с ним (= Лодинном) бороться. Правда, никто из них другого не одолел.
Виноски
↑1 | не очень понятно, зачем ему нужно было ходить нагим по Эрьяхшару, но есть предположение: джеарты того времени с презрением относились к одежде (то есть почти как сейчас, да), и это могло быть обязательным условием для того, чтобы человека пустили на те земли. |
---|